Выбор города:
Заказать звонок
Выбор города:
Поиск услуги
Очистить
Услуги:

ЗПР

Лечением данного заболевания занимается Психолог

фото ребенка с матерью и доктора

Задержка психического развития описывает обратимые проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой областях, которые часто ведут к трудностям в обучении. По данным ВОЗ приблизительно 15-16% детей сталкиваются с этими нарушениями. Хотя ЗПР относится к сфере психологии и педагогики, наличие органических нарушений привлекает педиатров, детских неврологов с целью изучения и корректной терапии.

ЗПР — отставание в умственном и эмоциональном росте ребенка по сравнению с его сверстниками. Состояние проявляется трудностями с обучением, общением или выполнением повседневных задач. Оно не считается болезнью в прямом смысле и описывает определенные ограничения в развитии.

Распространенность ЗПР зависит от географического региона и используемых критериев диагностики. Некоторые исследования показывают, что до 3% детей могут страдать от какой-либо формы умственной отсталости.

Родители начинают замечать признаки ЗПР у детей в дошкольном возрасте. Заметные задержки в развитии речи, социальных навыках или моторике становятся поводом для обращения к врачам. Диагноз ЗПР часто ставят в дошкольный период, когда взаимодействие с другими детьми и взрослыми становится более интенсивным, появляются первые трудности в адаптации к обучению.

  1. Генетические аномалии: нарушения в хромосомах или мутации в отдельных генах приводят к развитию синдромов, влияющих на умственные способности. Примеры — синдром Дауна и фрагильный Х-синдром.
  2. Перинатальные факторы: гипоксия плода, родовая травма, раннее отслоение плаценты или экстремальная недоношенность.
  3. Инфекционные заболевания матери: краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз вызывают поражения ЦНС плода.
  4. Интоксикация: воздействие свинца, ртути, алкоголя, препаратов на организм беременной.
  5. Недостаточное питание: дефицит питательных веществ, особенно йода и фолиевой кислоты во время беременности негативно сказывается на развитии мозга плода.
  6. Социально-экономические факторы: низкий уровень жизни, отсутствие доступа к медицинской помощи, образованию и социальной поддержке.
  7. Нейробиологические нарушения: патологии, влияющие на структуру и функцию мозга, нарушения формирования мозговых структур или их дегенеративные изменения.

Классификация ЗПР по МКБ-10 (коды F80 – 89) охватывает расстройства, связанные с умственными и коммуникативными нарушениями у детей. В дополнение Лебединская К. С. Предложила разделение на основе этиологических факторов, что позволяет более детально подходить к диагностике и выбору методов коррекции.

Типы ЗПР по Лебединской:

  • Церебрально-органического происхождения встречается у детей, имеющих в анамнезе проблемы, связанные с беременностью или родами, инфекции или интоксикации в раннем возрасте. Симптомы — заметная незрелость эмоциональной сферы, примитивность реакций, неразвитость фантазии и воображения. Нарушения функций головного мозга проявляются импульсивностью, непоседливостью и проблемами с дисциплиной.
  • Конституционального происхождения развивается на фоне неврологических поражений мозга (в результате инфекций, токсического воздействия или травм) и специфических условий воспитания (чрезмерной опеки или деспотизма родителей). Симптомы — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности и интереса к знаниям.
  • Соматогенного происхождения формируется при наличии длительных серьезных заболеваний, таких как онкология или дефекты развития крупных органов. Длительная гипоксия мозга приводит к нарушениям его функционирования, что проявляется следующими симптомами — утомляемость, раздражительность и слабость ребенка.
  • Психогенного происхождения обусловлен неблагоприятной семейной обстановкой или неправильным подходом к воспитанию, вызывает стойкие изменения психики, включая нестабильность эмоций, низкую волевую активность, отсутствие мотивации и инициативы.

Ребята демонстрируют особенности в нескольких аспектах своего развития, которые требуют особого внимания врачей и образовательных учреждений. У таких детей не развиты навыки социального взаимодействия, им трудно адаптироваться к социальным нормам, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Это обусловлено не только речевыми и интеллектуальными ограничениями, но и неспособностью адекватно интерпретировать социальные сигналы.

Ребенок испытывает затруднения с обучением, отстает от сверстников по уровню освоения новых знаний и навыков. Интеллектуальные ограничения при ЗПР варьируются от легких до выраженных, требуют персонализированного подхода к образовательному процессу и применения методов коррекции.

Ребенок испытывает затруднения с обучением, отстает от сверстников по уровню освоения новых знаний и навыков. Интеллектуальные ограничения при ЗПР варьируются от легких до выраженных, требуют персонализированного подхода к образовательному процессу и применения методов коррекции.

Речевые нарушения включать задержку в развитии речи, ограниченный словарный запас или трудности в построении фраз. Эти проблемы осложняют коммуникацию с окружающими, что, в свою очередь, влияет на социальную адаптацию и обучение.

Ребенок с ЗПР слишком чувствителен, впечатлителен, склонен к эмоциональным всплескам. Проявляться незрелость в выражении своих чувств и эмоций, что приводит к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоциональной устойчивости требует систематической работы врачей и поддержки семьи.

При наличии симптомов ЗПР рекомендуется обращаться к педиатру, который выпишет направление на обследования и консультацию невролога. При выявлении нарушений развития врач направит к логопеду, дефектологу, психиатру (после 4 лет).

Для оценки внимания используется таблица Шульте, где числа или буквы размещены в хаотичном порядке. Задача ребенка — восстановить последовательность как можно быстрее. Врач оценивает способность концентрироваться и поддерживать внимание. Корректурная проба требует от ребенка выполнения заданий на дополнение или исправление изображений, что также способствует анализу внимательности и детальной зоркости.

Память диагностируется с помощью визуальных символов и теста «10 слов». В первом случае ребенку предлагают запомнить и воспроизвести серию картинок, во втором — список слов. Эти методы оценивают кратковременную и долговременную память.

Мышление и восприятие оцениваются через задания на интерпретацию пословиц и поговорок, где необходимо не только понять буквальный смысл, но и объяснить переносное значение. Игра с доской Сегена позволяет анализировать пространственное восприятие и логическое мышление.

Эмоциональный компонент исследуется через цветовой тест Люшера. Он предполагает выбор цветов, что отражает эмоциональное состояние и предпочтения, помогая выявить скрытые эмоциональные проблемы.

Интеллектуальные способности оцениваются с использованием теста Векслера, который адаптирован для детей и включает задачи для оценки логического мышления, общего интеллекта и других когнитивных функций.

Запись на консультацию специалисту
Выберите направление
Направление
пользователь
телефон
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту. Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсуствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
врач

Комплексная задача требует персонализированного подхода к ребенку. Программы коррекции симптомов разрабатываются с учетом специфических особенностей и потребностей, что позволяет воздействовать на процессы развития.

Основой для коррекции ребят с ранних лет служит детальная диагностика, которая помогает определить степень и характер отклонений в развитии. На основе полученных данных формируется индивидуальный план, включающий образовательные и терапевтические мероприятия. Особое внимание уделяется развитию речи, социальных навыков, умственных способностей и моторики.

Коррекционные мероприятия предполагают работу с логопедом, который помогает устранить дефициты речи, обучает правильному произношению звуков и развивает связную речь. Важный аспект — использование игровых методик, которые делают обучение менее формальным и более привлекательным.

Психологи и педагоги работают над умением ребенка общаться, взаимодействовать с окружающими, а также развивают у него эмоциональную устойчивость. Эмоциональное воспитание направлено на навык контроля чувств и правильной реакции на социальные стимулы.

Коррекционная работа требует регулярности и системности. Вовлечение семьи в процесс коррекции играет ключевую роль, так как поддержка родителей и создание благоприятной атмосферы дома существенно ускоряют адаптацию и обучение.

Профилактика ЗПР начинается в период беременности и включает адекватное медицинское обслуживание, соблюдение здорового образа жизни будущей матери, избегание вредных привычек и регулярное посещение врача для контроля состояния плода. Послеродовой период критичен: важно обеспечить малышу правильное питание, уход и эмоциональное взаимодействие, способствующие полноценному развитию.

Образовательные программы и тренировки, направленные на развитие когнитивных и социальных навыков с раннего возраста, также играют ключевую роль в профилактике ЗПР. Включение в детские учреждения специалистов, способных заметить признаки отставания в развитии, позволяет начать коррекцию до того, как проблемы углубляются.

Лечение подразумевает комплексный подход, направленный на максимальное восстановление и развитие потенциала. Методы лечения зависят от степени, характера нарушений и включают следующие направления:

  • Индивидуальная работа с логопедом. Направлена на коррекцию речевых нарушений, расширение словарного запаса и улучшение коммуникативных навыков.
  • Занятия с психологом. Помогают адаптироваться к социальной среде, развивают эмоциональный интеллект и обучают методам преодоления стресса.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Применяется для коррекции поведенческих нарушений, формирования положительных моделей поведения и мышления.
  • Развивающие занятия с дефектологом. Ориентированы на улучшение умственных способностей и обучающих навыков через специализированные упражнения и задачи.
  • Физиотерапевтические процедуры. Включают лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию, направленные на укрепление физического здоровья и развитие моторики.
  • Занятия по арттерапии и музыкотерапии. Способствуют эмоциональному освобождению, развитию мелкой моторики и улучшению внимания.
  • Применение медикаментозных средств. Используется для коррекции сопутствующих неврологических и психических нарушений, таких как гиперактивность или тревожность.
  • Программы ранней интенсивной стимуляции. Направлены на стимуляцию развития нейронных связей через интенсивные занятия, начиная с раннего возраста.

Полезно использование вспомогательных технологий. Это обеспечивает детям доступ к образовательным ресурсам через специальные устройства и программы, учитывающие их индивидуальные особенности.

Вы можете вызвать психиатра на дом, звоните!

  1. Макаров И. В. Психиатрия детского возраста. — СПб.: Наука и техника, 2019. — С. 342–357.
  2. Жмуров В. А. Психиатрия детско-подросткового возраста. — Элиста: Медицинская книга, 2016. — 552 с.
  3. Марилов В. В., Марилова Т. Ю. Клиническая психопатология: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 602 с.
  4. Фесенко Ю. А., Шигашов Д. Ю. Детская психиатрия. — СПб.: Наука и техника, 2011. — 416 с.
  5. Глущенко В. В., Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. — М.: Бином, 2013. — 320 с.
  6. Гречаный С. В. Психопатологическая диагностика в раннем детском возрасте. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, 2017. — 92 с.
  7. Емелина Д. А. Задержка психического развития. Этиология, патогенез, классификация. — СПб.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева», 2022. — С. 1–10.
  8. Диагностика задержки речевого и психического развития детей // Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. — 2022. — С. 1–10.
  9. Тиганов А. С. Патология психического развития. — М., 1998. — 121 с.
  10. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2018. — № 1. — С. 4–12.
Часто задаваемые вопросы
Какие основные признаки указывают на задержку психического развития у детей?
Задержка психического развития у детей может проявляться различными способами, в зависимости от возраста ребенка и степени задержки. Некоторые из основных признаков включают: задержка в развитии речи и языка, проблемы с социальными навыками, задержка в достижении вех развития, трудности с обучением и концентрацией внимания, эмоциональные и поведенческие проблемы. Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту, такому как педиатр или детский психолог, для дальнейшей оценки и возможного лечения.
Отзывы
Ольга, 32 года
Моя дочь столкнулась с задержкой психического развития, и мы были очень обеспокоены её будущим. После обращения в ваш центр и начала работы с вашими специалистами, мы увидели значительные улучшения. Индивидуальный подход в терапии, постоянное внимание и поддержка на каждом шагу помогли моей дочери развиваться гораздо быстрее. Занятия по развитию речи и социальные игры сделали её более открытой и коммуникабельной. Я очень благодарна вашей команде за ту помощь и заботу, которую они оказали нам. Спасибо за ваш профессионализм и чуткость!
Иван, 38 лет
Когда мы узнали о задержке психического развития нашего сына, это был большой стресс для всей семьи. Но благодаря профессионализму и поддержке вашего центра, мы начали видеть позитивные изменения. Программа, разработанная специально для нашего сына, оказалась очень эффективной. Сеансы логопеда и занятия с психологом помогли ему улучшить речь и социальные навыки. Его успехи в школе улучшились, и он стал более самостоятельным. Мы чувствуем благодарность к каждому специалисту, который работал с нами, и высоко ценим их труд и внимание к нашему ребенку.
Все отзывы
Оставить отзыв
декор
декор
иконкаЗаписать онлайн
ручкаЗаписать онлайн
телефонПозвонить

Для обеспечения оптимальной работы, анализа использования и улучшения пользовательского опыта на сайте используются технологии cookie.

Продолжая пользоваться сайтом, Вы соглашаетесь с размещением cookie-файлов на Вашем устройстве на условиях, изложенных в Политике конфиденциальности.

Принять