Выбор города:
Заказать звонок
Выбор города:
Поиск услуги
Очистить
Услуги:

ЗПР

Лечением данного заболевания занимается Психолог

фото ребенка с матерью и доктора

Задержка психического развития описывает обратимые проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой областях, которые часто ведут к трудностям в обучении. По данным ВОЗ приблизительно 15-16% детей сталкиваются с этими нарушениями. Хотя ЗПР относится к сфере психологии и педагогики, наличие органических нарушений привлекает педиатров, детских неврологов с целью изучения и корректной терапии.

ЗПР — отставание в умственном и эмоциональном росте ребенка по сравнению с его сверстниками. Состояние проявляется трудностями с обучением, общением или выполнением повседневных задач. Оно не считается болезнью в прямом смысле и описывает определенные ограничения в развитии.

Распространенность ЗПР зависит от географического региона и используемых критериев диагностики. Некоторые исследования показывают, что до 3% детей могут страдать от какой-либо формы умственной отсталости.

Родители начинают замечать признаки ЗПР у детей в дошкольном возрасте. Заметные задержки в развитии речи, социальных навыках или моторике становятся поводом для обращения к врачам. Диагноз ЗПР часто ставят в дошкольный период, когда взаимодействие с другими детьми и взрослыми становится более интенсивным, появляются первые трудности в адаптации к обучению.

  1. Генетические аномалии: нарушения в хромосомах или мутации в отдельных генах приводят к развитию синдромов, влияющих на умственные способности. Примеры — синдром Дауна и фрагильный Х-синдром.
  2. Перинатальные факторы: гипоксия плода, родовая травма, раннее отслоение плаценты или экстремальная недоношенность.
  3. Инфекционные заболевания матери: краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз вызывают поражения ЦНС плода.
  4. Интоксикация: воздействие свинца, ртути, алкоголя, препаратов на организм беременной.
  5. Недостаточное питание: дефицит питательных веществ, особенно йода и фолиевой кислоты во время беременности негативно сказывается на развитии мозга плода.
  6. Социально-экономические факторы: низкий уровень жизни, отсутствие доступа к медицинской помощи, образованию и социальной поддержке.
  7. Нейробиологические нарушения: патологии, влияющие на структуру и функцию мозга, нарушения формирования мозговых структур или их дегенеративные изменения.

Классификация ЗПР по МКБ-10 (коды F80 – 89) охватывает расстройства, связанные с умственными и коммуникативными нарушениями у детей. В дополнение Лебединская К. С. Предложила разделение на основе этиологических факторов, что позволяет более детально подходить к диагностике и выбору методов коррекции.

Типы ЗПР по Лебединской:

  • Церебрально-органического происхождения встречается у детей, имеющих в анамнезе проблемы, связанные с беременностью или родами, инфекции или интоксикации в раннем возрасте. Симптомы — заметная незрелость эмоциональной сферы, примитивность реакций, неразвитость фантазии и воображения. Нарушения функций головного мозга проявляются импульсивностью, непоседливостью и проблемами с дисциплиной.
  • Конституционального происхождения развивается на фоне неврологических поражений мозга (в результате инфекций, токсического воздействия или травм) и специфических условий воспитания (чрезмерной опеки или деспотизма родителей). Симптомы — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности и интереса к знаниям.
  • Соматогенного происхождения формируется при наличии длительных серьезных заболеваний, таких как онкология или дефекты развития крупных органов. Длительная гипоксия мозга приводит к нарушениям его функционирования, что проявляется следующими симптомами — утомляемость, раздражительность и слабость ребенка.
  • Психогенного происхождения обусловлен неблагоприятной семейной обстановкой или неправильным подходом к воспитанию, вызывает стойкие изменения психики, включая нестабильность эмоций, низкую волевую активность, отсутствие мотивации и инициативы.

Ребята демонстрируют особенности в нескольких аспектах своего развития, которые требуют особого внимания врачей и образовательных учреждений. У таких детей не развиты навыки социального взаимодействия, им трудно адаптироваться к социальным нормам, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Это обусловлено не только речевыми и интеллектуальными ограничениями, но и неспособностью адекватно интерпретировать социальные сигналы.

Ребенок испытывает затруднения с обучением, отстает от сверстников по уровню освоения новых знаний и навыков. Интеллектуальные ограничения при ЗПР варьируются от легких до выраженных, требуют персонализированного подхода к образовательному процессу и применения методов коррекции.

Ребенок испытывает затруднения с обучением, отстает от сверстников по уровню освоения новых знаний и навыков. Интеллектуальные ограничения при ЗПР варьируются от легких до выраженных, требуют персонализированного подхода к образовательному процессу и применения методов коррекции.

Речевые нарушения включать задержку в развитии речи, ограниченный словарный запас или трудности в построении фраз. Эти проблемы осложняют коммуникацию с окружающими, что, в свою очередь, влияет на социальную адаптацию и обучение.

Ребенок с ЗПР слишком чувствителен, впечатлителен, склонен к эмоциональным всплескам. Проявляться незрелость в выражении своих чувств и эмоций, что приводит к трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Развитие эмоциональной устойчивости требует систематической работы врачей и поддержки семьи.

При наличии симптомов ЗПР рекомендуется обращаться к педиатру, который выпишет направление на обследования и консультацию невролога. При выявлении нарушений развития врач направит к логопеду, дефектологу, психиатру (после 4 лет).

Для оценки внимания используется таблица Шульте, где числа или буквы размещены в хаотичном порядке. Задача ребенка — восстановить последовательность как можно быстрее. Врач оценивает способность концентрироваться и поддерживать внимание. Корректурная проба требует от ребенка выполнения заданий на дополнение или исправление изображений, что также способствует анализу внимательности и детальной зоркости.

Память диагностируется с помощью визуальных символов и теста «10 слов». В первом случае ребенку предлагают запомнить и воспроизвести серию картинок, во втором — список слов. Эти методы оценивают кратковременную и долговременную память.

Мышление и восприятие оцениваются через задания на интерпретацию пословиц и поговорок, где необходимо не только понять буквальный смысл, но и объяснить переносное значение. Игра с доской Сегена позволяет анализировать пространственное восприятие и логическое мышление.

Эмоциональный компонент исследуется через цветовой тест Люшера. Он предполагает выбор цветов, что отражает эмоциональное состояние и предпочтения, помогая выявить скрытые эмоциональные проблемы.

Интеллектуальные способности оцениваются с использованием теста Векслера, который адаптирован для детей и включает задачи для оценки логического мышления, общего интеллекта и других когнитивных функций.

Запись на консультацию специалисту
Выберите направление
Направление
пользователь
телефон
Нажимая на кнопку “Оставить заявку”, вы даете согласие на обработку персональных данных
Запись через сайт является предварительной. Наш сотрудник свяжется с Вами для подтверждения записи к специалисту. Мы гарантируем неразглашение персональных данных и отсуствие рекламных рассылок по указанному вами телефону. Ваши данные необходимы для обеспечения обратной связи и организации записи к специалисту клиники.
врач

Комплексная задача требует персонализированного подхода к ребенку. Программы коррекции симптомов разрабатываются с учетом специфических особенностей и потребностей, что позволяет воздействовать на процессы развития.

Основой для коррекции ребят с ранних лет служит детальная диагностика, которая помогает определить степень и характер отклонений в развитии. На основе полученных данных формируется индивидуальный план, включающий образовательные и терапевтические мероприятия. Особое внимание уделяется развитию речи, социальных навыков, умственных способностей и моторики.

Коррекционные мероприятия предполагают работу с логопедом, который помогает устранить дефициты речи, обучает правильному произношению звуков и развивает связную речь. Важный аспект — использование игровых методик, которые делают обучение менее формальным и более привлекательным.

Психологи и педагоги работают над умением ребенка общаться, взаимодействовать с окружающими, а также развивают у него эмоциональную устойчивость. Эмоциональное воспитание направлено на навык контроля чувств и правильной реакции на социальные стимулы.

Коррекционная работа требует регулярности и системности. Вовлечение семьи в процесс коррекции играет ключевую роль, так как поддержка родителей и создание благоприятной атмосферы дома существенно ускоряют адаптацию и обучение.

Профилактика ЗПР начинается в период беременности и включает адекватное медицинское обслуживание, соблюдение здорового образа жизни будущей матери, избегание вредных привычек и регулярное посещение врача для контроля состояния плода. Послеродовой период критичен: важно обеспечить малышу правильное питание, уход и эмоциональное взаимодействие, способствующие полноценному развитию.

Образовательные программы и тренировки, направленные на развитие когнитивных и социальных навыков с раннего возраста, также играют ключевую роль в профилактике ЗПР. Включение в детские учреждения специалистов, способных заметить признаки отставания в развитии, позволяет начать коррекцию до того, как проблемы углубляются.

Лечение подразумевает комплексный подход, направленный на максимальное восстановление и развитие потенциала. Методы лечения зависят от степени, характера нарушений и включают следующие направления:

  • Индивидуальная работа с логопедом. Направлена на коррекцию речевых нарушений, расширение словарного запаса и улучшение коммуникативных навыков.
  • Занятия с психологом. Помогают адаптироваться к социальной среде, развивают эмоциональный интеллект и обучают методам преодоления стресса.
  • Когнитивно-поведенческая терапия. Применяется для коррекции поведенческих нарушений, формирования положительных моделей поведения и мышления.
  • Развивающие занятия с дефектологом. Ориентированы на улучшение умственных способностей и обучающих навыков через специализированные упражнения и задачи.
  • Физиотерапевтические процедуры. Включают лечебную физкультуру, массаж и гидротерапию, направленные на укрепление физического здоровья и развитие моторики.
  • Занятия по арттерапии и музыкотерапии. Способствуют эмоциональному освобождению, развитию мелкой моторики и улучшению внимания.
  • Применение медикаментозных средств. Используется для коррекции сопутствующих неврологических и психических нарушений, таких как гиперактивность или тревожность.
  • Программы ранней интенсивной стимуляции. Направлены на стимуляцию развития нейронных связей через интенсивные занятия, начиная с раннего возраста.

Полезно использование вспомогательных технологий. Это обеспечивает детям доступ к образовательным ресурсам через специальные устройства и программы, учитывающие их индивидуальные особенности.

Вы можете вызвать психиатра на дом, звоните!

  1. Макаров И. В. Психиатрия детского возраста. — СПб.: Наука и техника, 2019. — С. 342–357.
  2. Жмуров В. А. Психиатрия детско-подросткового возраста. — Элиста: Медицинская книга, 2016. — 552 с.
  3. Марилов В. В., Марилова Т. Ю. Клиническая психопатология: руководство для врачей. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 602 с.
  4. Фесенко Ю. А., Шигашов Д. Ю. Детская психиатрия. — СПб.: Наука и техника, 2011. — 416 с.
  5. Глущенко В. В., Шабанов П. Д. Минимальная дисфункция мозга. — М.: Бином, 2013. — 320 с.
  6. Гречаный С. В. Психопатологическая диагностика в раннем детском возрасте. — СПб.: Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, 2017. — 92 с.
  7. Емелина Д. А. Задержка психического развития. Этиология, патогенез, классификация. — СПб.: ФГБУ «НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева», 2022. — С. 1–10.
  8. Диагностика задержки речевого и психического развития детей // Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России. — 2022. — С. 1–10.
  9. Тиганов А. С. Патология психического развития. — М., 1998. — 121 с.
  10. Емелина Д. А., Макаров И. В. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2018. — № 1. — С. 4–12.
Часто задаваемые вопросы
Какие основные признаки указывают на задержку психического развития у детей?
Задержка психического развития у детей может проявляться различными способами, в зависимости от возраста ребенка и степени задержки. Некоторые из основных признаков включают: задержка в развитии речи и языка, проблемы с социальными навыками, задержка в достижении вех развития, трудности с обучением и концентрацией внимания, эмоциональные и поведенческие проблемы. Если вы заметили у своего ребенка один или несколько из этих признаков, рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту, такому как педиатр или детский психолог, для дальнейшей оценки и возможного лечения.
Отзывы
Ольга, 32 года
Моя дочь столкнулась с задержкой психического развития, и мы были очень обеспокоены её будущим. После обращения в ваш центр и начала работы с вашими специалистами, мы увидели значительные улучшения. Индивидуальный подход в терапии, постоянное внимание и поддержка на каждом шагу помогли моей дочери развиваться гораздо быстрее. Занятия по развитию речи и социальные игры сделали её более открытой и коммуникабельной. Я очень благодарна вашей команде за ту помощь и заботу, которую они оказали нам. Спасибо за ваш профессионализм и чуткость!
Иван, 38 лет
Когда мы узнали о задержке психического развития нашего сына, это был большой стресс для всей семьи. Но благодаря профессионализму и поддержке вашего центра, мы начали видеть позитивные изменения. Программа, разработанная специально для нашего сына, оказалась очень эффективной. Сеансы логопеда и занятия с психологом помогли ему улучшить речь и социальные навыки. Его успехи в школе улучшились, и он стал более самостоятельным. Мы чувствуем благодарность к каждому специалисту, который работал с нами, и высоко ценим их труд и внимание к нашему ребенку.
Все отзывы
Оставить отзыв
декор
декор
иконкаЗаписать онлайн
ручкаЗаписать онлайн
телефонПозвонить