Задержка психического развития описывает обратимые проблемы в интеллектуальной и эмоционально-волевой областях, которые часто ведут к трудностям в обучении. По данным ВОЗ приблизительно 15-16% детей сталкиваются с этими нарушениями. Хотя ЗПР относится к сфере психологии и педагогики, наличие органических нарушений привлекает педиатров, детских неврологов с целью изучения и корректной терапии.
Общие сведения
ЗПР — отставание в умственном и эмоциональном росте ребенка по сравнению с его сверстниками. Состояние проявляется трудностями с обучением, общением или выполнением повседневных задач. Оно не считается болезнью в прямом смысле и описывает определенные ограничения в развитии.
Распространенность ЗПР зависит от географического региона и используемых критериев диагностики. Некоторые исследования показывают, что до 3% детей могут страдать от какой-либо формы умственной отсталости.
Родители начинают замечать признаки ЗПР у детей в дошкольном возрасте. Заметные задержки в развитии речи, социальных навыках или моторике становятся поводом для обращения к врачам. Диагноз ЗПР часто ставят в дошкольный период, когда взаимодействие с другими детьми и взрослыми становится более интенсивным, появляются первые трудности в адаптации к обучению.
Причины ЗПР
- Генетические аномалии: нарушения в хромосомах или мутации в отдельных генах приводят к развитию синдромов, влияющих на умственные способности. Примеры — синдром Дауна и фрагильный Х-синдром.
- Перинатальные факторы: гипоксия плода, родовая травма, раннее отслоение плаценты или экстремальная недоношенность.
- Инфекционные заболевания матери: краснуха, цитомегаловирус, токсоплазмоз вызывают поражения ЦНС плода.
- Интоксикация: воздействие свинца, ртути, алкоголя, препаратов на организм беременной.
- Недостаточное питание: дефицит питательных веществ, особенно йода и фолиевой кислоты во время беременности негативно сказывается на развитии мозга плода.
- Социально-экономические факторы: низкий уровень жизни, отсутствие доступа к медицинской помощи, образованию и социальной поддержке.
- Нейробиологические нарушения: патологии, влияющие на структуру и функцию мозга, нарушения формирования мозговых структур или их дегенеративные изменения.
Классификация
Классификация ЗПР по МКБ-10 (коды F80 – 89) охватывает расстройства, связанные с умственными и коммуникативными нарушениями у детей. В дополнение Лебединская К. С. Предложила разделение на основе этиологических факторов, что позволяет более детально подходить к диагностике и выбору методов коррекции.
Типы ЗПР по Лебединской:
- Церебрально-органического происхождения встречается у детей, имеющих в анамнезе проблемы, связанные с беременностью или родами, инфекции или интоксикации в раннем возрасте. Симптомы — заметная незрелость эмоциональной сферы, примитивность реакций, неразвитость фантазии и воображения. Нарушения функций головного мозга проявляются импульсивностью, непоседливостью и проблемами с дисциплиной.
- Конституционального происхождения развивается на фоне неврологических поражений мозга (в результате инфекций, токсического воздействия или травм) и специфических условий воспитания (чрезмерной опеки или деспотизма родителей). Симптомы — эмоционально-волевая незрелость, отсутствие самостоятельности и интереса к знаниям.
- Соматогенного происхождения формируется при наличии длительных серьезных заболеваний, таких как онкология или дефекты развития крупных органов. Длительная гипоксия мозга приводит к нарушениям его функционирования, что проявляется следующими симптомами — утомляемость, раздражительность и слабость ребенка.
- Психогенного происхождения обусловлен неблагоприятной семейной обстановкой или неправильным подходом к воспитанию, вызывает стойкие изменения психики, включая нестабильность эмоций, низкую волевую активность, отсутствие мотивации и инициативы.